Голубедромов в Украине сейчас много (например, сайты спортивного голубеводства, в течение сезона 2011 года приглашали спортсменов участвовать примерно в шести голубедромах). Только в Киеве есть не менее двух мощных питомников, пользующихся заслуженным признанием специалистов голубиного спорта. В чем сенсация?Изюминка голубедрома , на котором удалось побывать, состоит в преодолении традиции других питомников, организующих соревнования в Украине. Cуть в том, что соревнования голубями ( возрастом, примерно четыре с половиной месяца), на других голубедромах, проводят на спринтерской дистанции (примерно 300 км). На голубедроме Руслана Свердела «Киев- Дерби клуб 2011» заключительная дистанция «Гран-при» для молодых голубей составила 525 км!!! Голубедром Руслана Свердела, к 15 мая принял – 152 птенца, возрастом не более полутора месяцев. Цель голубедрома (кроме прочего) – попытаться, используя отечественный опыт и передовые достижения европейских заводчиков, получить интересный результат по преодолению голубями маршрута, значительно превышающего традиционную дистанцию соревнования молодыми птицами. К примеру, обычная дистанция гонок птицами- первогодками (в Украине, других странах) составляет 250-300 км. В исключительно редких случаях дистанцию увеличивают до 400 км. А вот дистанция 500 километров до сих пор, почему-то считалась Украинскими голубеводами трудной и «неподъемной» для молодых голубей. Поскольку 500 км и более. Это не короткая (спринтерская) дистанция, а скорее, нижняя граница средней дистанции (верхняя граница этой средней дистанции составляет 800-850 км). Обычно, голубей для преодоления средней дистанции (почти в тысячу километров), интенсивно тренируют течение почти двух лет. Поэтому, как нам кажется, использование средней дистанции соревнований для голубей- первогодков - это серьезная заявка голубедрома. Если идею реализовать, то это - доказательство факта применения украинскими голубеводами эффективной технологии тренировки птиц, используемой в странах Европейского союза. Стратегия успеха.Для достижения цели учитывались два обстоятельства: Во-первых, укрепление здоровья птиц и его поддержание на протяжении всего времени тренировок. Во- вторых, достижение «пика» физической, спортивной формы птиц (на основе соответствующего рациона питания). А так же на основе тренировок именно к этапу соревнований «Гран-при»- в августе 2011 года. Риск был большой. Если заявку реализовать бы не удалось - это могло надолго задержать смелое отношение к сложившимся традициям. В этой связи работа на голубедроме предстояла весьма напряженная, «без выходных». Чтоб гарантировать достижение цели, предусмотрели специальный план. Предполагалось дать участникам будущих соревнований ритмичную и серьезную нагрузку. Птицам голубедрома (вместе с зачетной дистанцией) предстояло «налетать» за период с июля по август этого года в общей сложности более 2 тысяч километров . Интересна протяженность зачетных трасс и их состав по длине отрезков. Проблема такова, чтоб очередной участок трассы (он же считался и зачетным), голуби могли бы преодолеть. А затем им хватило бы достаточно времени для восстановления. Вместе с тем, нагрузка должна была позволить, чтоб молодые птицы могли « взять » и следующую, более длинную дистанцию. Первоначально, голубям на тренировках надо было «налетать» примерно 210 км. Однако на зачетных трассах общая протяженность маршрута составляла не менее 1947 км. Включая трассу «Гран при» протяженностью 525 км.. Фактически график был успешно выполнен! Но, после зачетных соревнований количество голубей сократилось со 132 (на начальном соревновании) до 90 (после седьмого состязания). Как оценивать количественные изменения состава участников гонок? С одной стороны, у каждого голубя есть владелец, который с интересом и нетерпением наблюдает за результатами именно своего питомца. С другой стороны – спорт есть спорт и самую высокую выносливость, и скорость демонстрируют именно лучшие участники. Суть голубиных гонок в том, что лидером становится сильнейший не только по «заложенным» в него природой данным. Но и лучше подготовленный участник. С учетом этого, количественные изменения голубиных команд - нормальное явление. На голубедроме, по мнению экспертов, изменения были в рамках допустимых значений. Не все выдержали заданный высокий темп тренировок по нагрузке. На завершающем этапе, из 90 голубей, стартовавших на ” Гран-при”, к финишу пришли 85. Это высокий показатель результативности финальных соревнований. Как относиться к молодым голубям, которые преодолели дистанцию, но не явились абсолютными лидерами в этом году? С одной стороны, иной возможности проверить голубя на такой выдающейся дистанции у большинства голубеводов просто не бывает (учитывая растущие затраты на горючее и дефицит времени в условиях регулярно обостряющегося мирового финансового кризиса). С другой стороны, птицы продемонстрировали великолепную тягу к дому («хоминг»). Поэтому голубь, прошедший «школу» голубедрома уже является уникальной птицей (с любой точки зрения). Для голубеводов, что заботятся о совершенствовании питомника, непросто ответить на вопрос: кого предпочесть при пополнении питомника? Чемпиона (голубя «прошедшего» голубедром), или его родителей? Полагаем, что ответ однозначен: чемпион предпочтительнее! Неизвестно, преодолевал ли хотя бы один из родителей такие дистанции и с такой повышенной нагрузкой. Чемпион - другое дело! Он только что продемонстрировал свои качества. Доказал свой приоритет по отношению к генетическим родителям. Несколько слов о голубедроме.Устройство и конструкция питомника с точки зрения функциональности и удобства важны. Например, декоративным голубям важно обеспечить условия сохранности перьевых украшений. Высоколетные голуби нуждаются в пространстве для неторопливого передвижения в питомнике. У спортивных голубей - иные требования. Поэтому голубедром изначально предусматривался не только, как место содержания голубей. Но прежде всего, как функционально предназначенная база для интенсивно тренирующихся птиц. Это обстоятельство, по словам организаторов, уже на стадии проектирования голубедрома, «предопределяло» учет и соблюдение строгих санитарных норм для голубей-спортсменов. В соответствии с международным опытом. Особое внимание уделялось решению проблемы всех питомников - сохранности здоровья птиц- участников голубедрома. Птицы прибывают из разных мест. В условиях голубедрома, как их нового жилья, имеющийся иммунитет будущего гонщика надо сохранить и закрепить. Исходили из того, что на дистанции, голубям, возможно, придется попить в пути. А условия природных водоемов наверняка будут далеко не стерильными. Потому на голубедроме внимание уделяли и развитию иммунитета птиц. По этому вопросу учтена была и литература (см., например, David Glover and Marie Beaumont Racing Pigeons.-West Yorkshire:Great Britain by The Gromwell Press.- 2008.-144.p). Итог голубедрома подтвердил, что намерение неплохо реализовано. В пути птицы, вероятно, прерывали полет для восстановления сил. Однако, не было зарегистрировано ни одного случая заболевания. Инновации в организации голубедрома.Еще одна «изюминка» голубедрома «Киев-Дерби клуб 2011» состояла в создании и реализации специального проекта - оперативного сайта о жизни голубедрома (www.plosoft.com/kiev) . Потенциал сайта позволял видеть перечень зарегистрированных участников. Была указана их страновая принадлежность (аккуратными значками цветов национальных флагов команд). Прилагался детальный график соревнований с данными о реализации. Можно было получить удовольствие от использования достоверных сведений. Насладиться видеосъемками пусков голубей на этапах соревнований. Информация, о голубедроме в Интернете многократно обостряет переживания болельщиков. А новости об итогах появлялась практически моментально. Так повышалась соревновательная и эмоциональная составляющая голубиных гонок. Представьте, что вы находитесь за сотни километров от голубедрома, где Ваши питомцы участвуют в состязаниях.. Появляется жгучее любопытство - как голуби участвовали в очередной гонке на зачетной дистанции? Сумели ее преодолеть? Вернулись на голубедром? А с каким результатом по времени? Возникал букет бурных эмоций, в основе которых стоял вопрос - а как Ваш питомец поведет себя дальше? Иногда рождалась надежда - «А вдруг, несмотря ни на что именно Ваши питомцы станут лидерами этапа?» Такие эмоции делают нашу жизнь богаче и полнее, внушают чувство надежды, уверенности, заряжают азартом. Работать становится гораздо интереснее! Поэтому значение Интернет-проекта о состязаниях участников невозможно переоценить. Отдельный раздел сайта позволял наблюдать за полетами на участках тренировочного маршрута. Каждый из владельцев голубиных команд с удовольствием и интересом обращался к материалам с новостями о своих любимцах. Интересно, что в Киеве есть еще один голубедром («старший по возрасту» по отношению к нашему). Здесь тоже проводились соревнования голубиных команд. Они почти совпали по времени с проведением описываемого голубедрома, а так же и с большой выставкой- продажей голубей Украины. Потому перед многими владельцами спортивных голубей вставала непростая дилемма, - какой из голубедромов предпочесть? При решении вопроса, кажется, срабатывал географический принцип. Сдавали питомцев на тот голубедром- что территориально ближе к владельцу голубиных команд. Хотя встречались голубеводы, передававшие питомцев на все голубедромы Украины и в Молдавию. Чтоб получить полное представление о возможностях и организации состязаний на перспективу. Иногда при организации соревнований, возникают споры о соблюдении дистанции выпуска птиц. Потому на голубедроме «Киев Дерби-клуб 2011» возможные разногласия «предвосхитили» простым шагом - усилили контроль над выпуском. ☞ Во–первых, водитель голубевоза (автомашины для доставки птиц к месту) фиксировал на видеопленку координаты выпуска голубей (при помощи прибора глобального позиционирования на местности - ГПРС). ☞ Во-вторых, эта видеозапись размещалась на сайте голубедрома. ☞ В-третьих, водитель голубевоза привозил платежный чек за бензин с печатью бензозаправки (что располагалась рядом с местом очередного старта птиц). Владелец голубедрома имел возможность получать довольно квалифицированную методическую помощь со стороны участников состязаний (владельцев команд). Сложилась интересная ситуация. Получалось, что команды в основном были представлены профессионалами-голубеводами Украины, не один год занимающихся голубиным спортом, гонками. Большинство участников могли выступать экспертами голубиных гонок. Техническое и методическое содействие голубедрому осуществляли специалисты Польши, Литвы, России, Франции.... Другими словами, голубедром использовал внушительный интеллектуальный потенциал. Было представлено и руководство голубиным процессом- в церемонии награждения победителей участвовал Председатель Всеукраинской Ассоциации клубов голубеводов господин Вл. Бойко. Несколько слов о приглашенных командах голубедрома.Польскую команду представляли братья Чарные. Были участники и из Франции (господин Гийом, одновременно - нештатный консультант голубедрома). Литовская команду представлял Владимир Горелов, – известный Вильнюсский голубевод, неоднократный участник и победитель Международных голубиных гонок. Его команда, (10 птиц) выступила призером промежуточных этапов состязаний. Для этого талантливого голубевода-спортсмена, 2011 год особо интересен и насыщен. Спортивные голуби Владимира Горелова из Вильнюса, кроме киевских голубедромов, принимают участие в гонках других стран. Например, в Испании (Канарский остров Тенерифе), Китае, России… Голубеводы России, принимали участие в голубедроме предыдущего года. К началу голубедрома, к сожалению, не успели. Из Латвии представили голубей Миервалдис Грудулис и Геннадий Гончаров. Каков итог и будущее?Кульминационный и волнующий пункт гонок - возвращение птиц. В этот момент как бы подводится итог усилиям предшествующей жизни голубевода. Первые птицы показались и зашли в питомник. Сработала электронная контрольная система. Победитель был один - прекрасный голубь Александра Медведенко. Скорость лидера на дистанции «Гран-при» (с учетом остановок) составила - примерно 63 км час. Также лидерами гонок выступили голуби международных команд Украины (А.Медведенко, Е.Ковалык, А Клименко, С.Наумов, В.Наумов, В. Яновский), Польши (Ю.Чарный, С.Чарный), Германии (Е.Гудзь). Состоялось подведение итогов. Награждение победителей- владельцев голубиных команд памятными медалями (на красивых лентах), кубками, Почетными памятными дипломами. Вопросы голубедромов будущего:1. Какова оптимальная численность голубиных команд? 2. Каким должен быть лучший рацион кормления голубей-спортсменов? 3. Нужно ли совершенствовать Правила голубиных соревнований для повышения их эффективности? А в каких направлениях? 4. Какие новые технологии, повышающие эффективность тренировочного процесса, можно еще использовать? Есть идеи? Геннадий Гончаров (участник голубедрома Киев Дерби клуб 2011) Рига-Киев-Рига Октябрь , 2011 год |