Меню сайта |
|
|
|
Форма входа |
|
|
|
Правила проведения соревнований спортивных голубей ОО ФГСД (редакция 2016 года)
Правила использования часов для регистрации прилета спортивных голубей ОО ФГСД
Заявление о вступлении в члены ОО ФГСД
Расшифровка кодов клубов голубеводов по обл.центрам Украины
Отличительные признаки колец государств входящих в FCI
Карты Украины
Погода на дистанциях соревнований
Прогноз магнитных бурь
Онлайн переводчик сайтов и текстов
Мини-чат |
|
|
|
Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Последние темы
Общественная организация "Федерация голубиного спорта Днепропетровщины"
Любое использование материалов нашего сайта допускается при условии размещения гиперссылки http://goluby-dnepr.ucoz.ua
Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещенные Пользователями.
Всеукраїнська Національна Федерація аматорів спортивного голубівництва
Поиск |
|
|
|
Категории раздела |
|
|
|
|
Приветствую Вас, Гость · RSS |
22.12.2024, 16:00 |
Опыты проводимые с целью определения механизма ориентации у спортивных голубей. (Продолжение).
ЗАВИСЯТ ЛИ НАВИГАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ ГОЛУБЕЙ ОТ ВОСПРИЯТИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ? В 70-е — 80-е гг. гипотеза об определяющей роли маг¬нетизма стала наиболее популярной среди профессио¬нальных исследователей в большинстве стран (кроме Италии, где до сих пор на первом месте стоит теория ведущей роли обоняния). Суть этой гипотезы заключа¬ется в том, что для возвращения домой голуби могут использовать карту магнитных полей. Заранее предпо¬лагается, что голуби чрезвычайно чувствительны к маг¬нитному воздействию и за счет этого способны не толь¬ко определить направление его воздействия, но и по¬чувствовать изменение магнитного поля Земли при перемещении из одного места в другое. Гипотеза строится на том, что определить направле¬ние по магнитному полю Земли можно было бы двумя способами. Во-первых, сила поля, достигающая макси¬мального значения на полюсах, уменьшается при дви¬жении от полюсов к экватору. Во-вторых, угол магнит¬ного поля относительно земной поверхности также ме¬няется при движении от полюсов к экватору. Стрелка компаса на полюсах направлена вертикально вниз, а на экваторе — располагается горизонтально. На всех ос¬тальных территориях она будет менять угол отклоне¬ния от вертикали в зависимости от широты: в высоких широтах ее положение будет ближе к вертикали, а в низких — к горизонтали. Если бы голуби могли чув¬ствовать изменение силы или угла магнитного поля, они могли бы и определять, насколько далеко их перемес¬тили в северном или южном направлении. С чисто теоретической точки зрения эта гипотеза вы¬зывает по крайней мере три серьезных вопроса. Во-пер¬вых, изменения силы и угла магнитного поля чрезвычайно малы. Например, если мы находимся на северо-вос¬токе США, то при перемещении на 100 миль в направ¬лении с севера на юг средняя величина магнитного поля меняется менее чем на один процент, а угол магнитного поля — менее чем на один градус. Во-вторых, магнит¬ное поле Земли далеко не однородно и может сильно из¬меняться в зависимости от состава земной коры. Неко¬торые из таких магнитных аномалий невелики по пло¬щади и простираются на несколько сотен ярдов, но встречаются и очень крупные аномалии, которые тянут¬ся на многие сотни миль. В некоторых случаях магнит¬ное поле внутри таких аномалий может в восемь раз превышать по силе магнитное поле Земли. Более того, магнитное поле не постоянно: в нем наблюдаются как небольшие суточные флуктуации, так и сильные откло¬нения во время магнитных бурь, возникновение которых связано с пятнами на Солнце. При определении положе¬ния относительно севера и юга такие изменения могли бы вызвать «погрешность» в десятки и сотни миль . Кроме того, даже будь голуби настолько чувстви¬тельны к магнитным полям, что могли бы точно опреде¬лить, как далеко их увезли в северном или южном на¬правлении, даже будь они каким-то образом способны вводить поправку на магнитные аномалии и флуктуации магнитного поля в различное время суток, само по себе магнитное поле ничего не может сообщить о перемеще¬ниях в направлении восток — запад. Если бы голубей увезли от дома в восточном или западном направлении, угол и сила магнитного поля на новом месте были бы точно такими же, как и дома, и потому птицы не могли бы определить, где располагается их дом. Однако голу¬би одинаково хорошо находят дорогу к дому, если их увезти в западном, восточном и любом другом направ¬лении. Даже если голуби используют силу или угол магнитного поля Земли для того, чтобы получить све¬дения о своем перемещении в направлении север — юг, у них должна быть еще одна система, позволяющая ощутить перемещения в направлении восток — запад. Таким образом, магнетизм в принципе может объяснить навигационные способности голубей лишь частично. Можно предположить, что птицы используют свое¬го рода «магнитный компас», а не «магнитную карту». Но, как и «солнечный компас», «магнитный компас» не может служить объяснением. Сам по себе «компас» не может указать, в каком направлении находится дом. Идею о том, что навигационные способности голубей могут в той или иной мере объясняться чувствительно¬стью к магнитному полю Земли, впервые выдвинули еще в 1855 г., хотя доказать ее в то время было чрезвычай¬но трудно. До сих пор периодически возникают новые теории, основанные на этой идее . Вплоть до 70-х гг. научная общественность относилась к этой гипотезе с большим скептицизмом, и прежде всего сомнению под¬вергалось предположение о том, что живой организм способен ощущать столь малые изменения магнитного поля. Однако точные эксперименты, проведенные в Гер¬мании в 60-х гг., убедительно показали, что птицы дей¬ствительно способны чувствовать магнитное поле. Пе¬релетных птиц перевозили в клетках именно в то вре¬мя, когда на воле они должны были мигрировать. Неудивительно, что птицы вели себя необычно. Иссле¬дователи назвали такое поведение «миграционным бес¬покойством»: птицы метались в клетках, пытаясь дви¬гаться в том направлении, в котором на воле осуществ¬лялся бы их перелет. Если направление магнитного поля вокруг клеток менялось на противоположное, птицы ус¬тремлялись в другую сторону — в соответствии с новым направлением поля. Если угол магнитного поля менял¬ся на 90°, направление скачков птиц также менялось на 90° . К 70-м гг. уже несколько групп исследователей за¬интересовались влиянием магнитного поля на навигаци¬онные способности голубей. Было даже обнаружено влияние слабых магнитных полей на пространственную ориентацию человека . Гипотеза ориентации по магнитному полю, первона¬чально отвергнутая как совершенно абсурдная, в наши дни принимается вполне благожелательно и считается вполне научным объяснением навигационных способно¬стей птиц во время миграции, тем самым оберегая академическое сообщество от появления еще более странных теорий. Магнетизм по-прежнему в почете, и вы сами можете легко в этом убедиться, заведя с кем-ни¬будь разговор о проблеме миграции птиц или о способ¬ности голубей находить дорогу к дому. Многие научно информированные собеседники, несомненно, ответят вам, что эти необычные способности птиц объясняют¬ся чувствительностью к магнитному полю Земли, но едва ли сумеют уточнить подробности. А подробности таковы. Существуют три группы экс¬периментальных доказательств влияния магнитных по¬лей на навигационные способности голубей, но ни одно из этих доказательств не позволяет утверждать, что имен¬но магнетизм позволяет птицам находить дорогу к дому. Во-первых, голуби иногда теряют ориентацию, если их выпускают из клеток на территории магнитных ано¬малий. Одно из таких мест — месторождение Айрон-майн-хилл в штате Род-Айленд (США) . Но несмотря на дезориентацию в первый момент после освобождения из клетки, голуби все-таки находят дорогу к дому. Более того, только часть птиц ощущает необычное воздей¬ствие магнитного поля. Например, когда голубей выпус¬кали в Айрон-майн-хилл, то птицы, доставленные туда из города Линкольн (Массачусетс), первоначально те¬ряли правильную ориентацию, а птицы, доставленные из города Итака (штат Нью-Йорк), сразу летели к дому в правильном направлении . Во-вторых, оказалось, что голуби испытывают вли¬яние магнитного поля во время магнитных бурь, когда повышается солнечная активность. Обнаружено, что в такие периоды время, которое голуби затрачивают на возвращение домой, увеличивается . Однако и магнит¬ные бури могут влиять лишь на первоначальное направ¬ление, в котором птицы устремляются после освобож¬дения из клеток, а в среднем отклонения от правильно¬го курса весьма незначительны и составляют всего несколько градусов. И несмотря на неправильный выбор первоначального направления, все птицы, выпущенные в магнитную бурю, в конце концов прилетали домой . В-третьих, голубей подвергали воздействию магнит¬ного поля, чтобы определить, насколько при этом ухуд¬шатся их навигационные способности. Большинство экспериментов, проводившихся с 20-х гг., показали, что заметного эффекта не наблюдается. Некоторые из первых положительных результатов были в 1969 г. полу¬чены Уильямом Китоном из университета Корнелла в городе Итака (штат Нью-Йорк). Он и его коллеги при¬крепляли к головам или к спинам птиц небольшие по¬стоянные магниты. Голубям контрольной группы вмес¬то магнитов прикреплялись латунные стержни той же массы. В солнечные дни результаты птиц из эксперимен¬тальной и контрольной групп были практически одина¬ковыми. Как показали эксперименты, проведенные в 1969—1970 гг., при низкой облачности птицы из экспериментальной группы в момент освобождения теря¬ли чувство ориентации, хотя потом все равно находили правильную дорогу к дому. В последующих эксперимен¬тах, которые в начале 70-х гг. проводились другими ис¬следователями, на головах или шеях птиц закреплялись катушки Гельмгольца. У птиц экспериментальной груп¬пы по катушке пропускался электрический ток, в ре¬зультате чего генерировалось магнитное поле. В солнеч¬ные дни результаты птиц из экспериментальной и конт¬рольной групп были практически одинаковыми. В дни сплошной низкой облачности исследователи вновь об¬наружили, что голуби из экспериментальной группы сразу после освобождения из клетки теряли ориента¬цию, но в итоге все равно прилетали домой . Необходимо отметить, что результаты, доказываю¬щие влияние магнитов на навигационные способности птиц в дни сплошной облачности, были недостаточно воспроизводимы даже у самого Китона . Описывая ран¬ние эксперименты, он сам указывал на «настораживаю¬щий разброс в полученных результатах» . С 1971 по 1979 гг. Китон безуспешно пытался получить свои первоначальные данные повторно. Отрицательные результаты его последних экспериментов так и остались нео¬публикованными, а в 1980 г. Китон скончался. Анализ результатов по всем тридцати пяти его экспериментам был опубликован Брюсом Муром в 1988 г. В более по¬здних экспериментах начальная дезориентация голу¬бей, обнаруженная в 1969—1970 гг., не подтвердилась. Кроме того, даже в первом исследовании не было выяв¬лено сколь-нибудь значительного воздействия постоян¬ных магнитов на навигационные способности голубей: «В 1969—1970 гг. птицы с магнитами несколько мед¬леннее покидали место освобождения из клетки, чем те птицы, которых выпускали с латунными стержня¬ми, однако в 1971 —1979 гг. значительно их опере¬жали. И в том и в другом случае воздействие имело место, но было направлено противоположным обра¬зом, и его нельзя считать статистически значимым. Три четверти птиц из экспериментальной и конт¬рольной групп добирались до дома в день освобож¬дения из клетки. (...) Итак, общие потери в скорости были одинаковыми: по 26 птиц, или по 9%, — как среди голубей с магнитами, так и среди голубей без магнитов» . Чувствительность голубей к магнитному полю про¬верялась и в лабораторных условиях. Подавляющее большинство опубликованных результатов свидетель¬ствует о том, что магнитное поле не оказывает замет¬ного влияния на навигационные способности голубей; а к тому же множество отрицательных результатов ос¬талось неопубликованным . Чарльз Уолкотт, один из ве¬дущих специалистов в этой области, пришел к следую¬щему выводу: «Оценив количество отрицательных результатов и сопоставив его с положительными результатами явно случайного характера, очень трудно поверить, что голуби могут использовать изменения величины и направления магнитного поля в качестве ориенти¬ров для своей "навигационной карты"» . Гипотеза о влиянии магнитного поля на навигацион¬ные способности голубей была, по всей видимости, пос¬ледней серьезной попыткой объяснить это уникальное явление. Многие держались за нее с цепкостью утопа¬ющего, который хватается за последнюю соломинку. В наши дни эта гипотеза также отвергнута. Среди профессиональных исследователей теперь гос¬подствуют версии, что способность голубя находить дорогу объясняется комплексом целого ряда «резерв¬ных систем»; что она является «многофакторной», включая в себя такие системы обработки очень слабых сигналов, как «солнечный компас», обоняние и регист¬рация малейших изменений направления и силы магнит¬ного поля; либо же голубь использует для определения дороги к дому какой-то один (неустановленный) тип информации, «но считывает ее с помощью нескольких сенсорных систем» . Однако вся эта эффектная научная терминология лишь маскирует полное невежество. Орто¬доксальные объяснения просто-напросто исчерпали себя. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ОСОБЫЙ ОРГАН ЧУВСТВ, ПРИ ПОМОЩИ КОТОРОГО ГОЛУБИ ОПРЕДЕЛЯЮТ НАПРАВЛЕНИЕ? С каждым годом становится все очевиднее, насколько сложно найти объяснение навигационным способнос¬тям птиц, основываясь на общепринятых научных пред¬ставлениях, — ив наше время эта проблема выступила яснее, чем когда-либо. На протяжении десятилетий нет-нет да и всплывали гипотезы о некоем до сих пор не известном «чувстве направления», «ориентационной способности», «чувстве местоположения», «шестом чувстве» и даже «экстрасенсорном восприятии» (ЭСВ). В начале 50-х гг. в защиту теории ЭСВ выступили не¬сколько парапсихологов, в первую очередь Д.Б. Райн и Дж.Дж. Пратт из лаборатории парапсихологии при Университете Дьюка (Северная Каролина). Сторонни¬ки академических взглядов игнорировали все подобные идеи, самоуверенно заявляя, что объяснение уникальной способности голубей находить дорогу к дому уже практически найдено и опирается на проверенные науч¬ные принципы. В 50-е гг. казалась почти доказанной теория «солнечной дуги» (в наши дни полностью развен¬чанная). Ее главный сторонник Дж.В.Т. Мэтьюз безапелляционно заявлял следующее: «В популярных книжках то и дело всплывают эксцен¬тричные теории, предполагающие необычной природы "излучение", якобы исходящее из места обитания птиц. Райн (1951) и Пратт (1953, 1956) предположили, что в основе способности голубей находить дорогу к дому лежит экстрасенсорное восприятие. Однако (...) отно¬сительно принципа работы подобной системы парапси¬хологи не дают никаких дополнительных пояснений, хотя они немало заинтересованы в объяснении навига¬ционных способностей птиц — правда, лишь потому, что это явление пока необъяснимо с точки зрения фи¬зиологии органов чувств. Причину такого интереса ясно показал Мэтьюз (1956), и после этого в данной области наблюдается лишь слабая активность. Также следует упомянуть и отвергнуть невнятные теории ка¬кого-то особенного "чувства пространства", которые ничего не значат и ничего не объясняют» . Консерваторы от науки все еще цепляются за веру в то, что рано или поздно удивительным навигационным способностям птиц будет найдено академическое объяс¬нение. Но существование особого рода сил, еще неиз¬вестных науке, в наши дни кажется не только возмож¬ным, но и весьма вероятным. ПРЯМАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ГОЛУБЯМИ И ИХ ДОМОМ Я предполагаю, что способность голубей точно опреде¬лять, где находится их дом, объясняется какой-то свя¬зью, подобно эластичной нити соединяющей птиц с до¬мом и помогающей найти к нему дорогу. Когда голубей увозят из дома, «нить» растягивается. Если в момент воз¬вращения птицы пролетают мимо дома — как это наблю¬далось в экспериментах с голубями, у которых на глазах были матовые контактные линзы, — «нить» снова растя¬гивается и заставляет птиц повернуть обратно к дому. Я не знаю, как именно работает эта связь. Ее функ¬ционирование может быть сродни нелокальным свя¬зям, существование которых предполагает современ¬ная квантовая физика. Впервые о них заговорили в связи с парадоксом Эйнштейна, Подольского и Розена. Эйнштейн считал, что нелокальные следствия кван¬товой теории абсурдны. Он отвергал возможность об¬разования мгновенной связи между двумя отдельными квантовыми системами, которые ранее образовывали единое целое. Но в форме теоремы Белла нелокаль¬ность на квантовом уровне в 1982 г. была эксперимен¬тально проверена Аленом Аспектом. Оказалось, что Эйнштейн был не прав. «Из утверждения, что никакой процесс не может протекать со скоростью, превышающей скорость света в вакууме, следует, что две частицы, взаимо¬действуя друг с другом, должны быть каким-то об¬разом связаны в единое целое, по существу, пред¬ставлять собой элементы общей неделимой систе¬мы. Это свойство "нелокальности" имеет очень серьезные следствия. Мы можем представить себе Вселенную как огромную сеть взаимодействующих частиц, и каждая связь объединяет взаимодейству¬ющие частицы в единую квантовую систему. (...) И хотя на практике космос для нас слишком велик и сложен, хотя мы не можем заметить слабые сиг¬налы этих связей (за исключением особых экспери¬ментов типа эксперимента Аспекта), все это прида¬ет квантовому описанию Вселенной явный холисти¬ческий оттенок» . Можно предположить, что связь между голубем и его домом основана примерно на тех же нелокальных квантовых явлениях. А возможно, дело обстоит иначе и эта связь обусловлена полем или взаимодействиями иного рода, еще неизвестными физике. Я оставляю этот вопрос открытым. Связь между голубем и его домом можно описать и в понятиях современной динамики. В математических моделях динамических систем сами системы движутся в пространстве поля по направлению к аттракто¬рам . С этой точки зрения голубь, ищущий свой дом, может быть представлен как некое тело, движущееся внутри векторного поля по направлению к аттракто¬ру, которым в данном случае выступает голубятня как цель полета. Метафору «эластичной нити» я предлагаю лишь для того, чтобы представить идею в самом простом и дос¬тупном виде. «Нить» дает голубям ощущение верного направления и обеспечивает возвращение домой даже в тех случаях, когда птицы не могут запомнить дорогу, по которой их увозили из дома, когда они не могут воспользоваться «солнечным компасом», не могут ощущать запахи и чувствовать изменения магнитного поля Земли. Эта «нить» помогает птицам преодолевать препятствия, навязанные учеными в ходе экспериментов, — погодные условия с особо низкой и плотной облачностью, темное время суток, умышленный сбой биологических часов, блокировку обоняния (в том числе обработку органов обоняния анестезирующими препаратами), не позволяющую ориентироваться по знакомым запахам, наличие на теле магнитов, перевозку во вращающемся барабане, ослепление посредством матовых контактных линз и перерезание нервов в органах чувств. Когда голубя увозят из дома, «нить» растягивается. Но в таком случае она должна растягиваться, и когда дом увозят от голубя. На этом я и построил эксперимент, который предлагаю провести. Вместо того чтобы увозить голубей от голубятни, попробуем увезти голубятню от голубей. Смогут ли птицы найти свой исчезнувший дом? В предлагаемом эксперименте надо использовать передвижные голубятни. Известно, что голуби способны возвращаться в передвижные голубятни с таким успехом, как и в стационарные, и в XX в. Передвижные голубятни широко использовались в военных целях. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕДВИЖНЫХ ГОЛУБЯТЕН В ВОЕННЫХ ЦЕЛЯХ В 1914 г., к началу Первой мировой войны, бельгийская, французская, итальянская и германская армии распола¬гали службами голубиной почты и большим количе¬ством голубятен с обученными птицами. В то время уже существовали передвижные голубятни, предназначен¬ные для того, чтобы птиц можно было использовать при наступлении или отступлении войск. Британская армия оказалась совершенно неподготовленной в этом отно¬шении, но после начала войны удалось быстро создать Службу почтовых голубей — в первую очередь благо¬даря энтузиазму британских любителей и умелому ру¬ководству полковника Э.Г. Осмена, возглавившего эту службу. До и после войны Осмен был редактором жур¬нала «Рейсинг пиджн», который до сих пор остается ве¬дущим британским изданием в области разведения и обучения спортивных голубей. Книга Осмена «Голуби в мировую войну» стала полным отчетом о героических усилиях голубиной службы в военное время. Осмен рас¬сказывает, как голубиная служба ВМФ Великобрита¬нии посылала птиц на занятые разминированием траль¬щики. Голуби доставляли сообщения в свои голубятни, а оттуда эти сведения немедленно пересылались в Адмиралтейство. Первые сообщения о нападении дири¬жаблей на флот тральщиков были доставлены именно голубями. Кроме того, сотрудники «Интеллидженс сер¬вис» — сети разведывательных и контрразведыватель¬ных служб Великобритании — засылали голубей на оккупированную германскими войсками территорию Бельгии. На воздушные шары устанавливались часо¬вые механизмы, позволявшие через определенные про¬межутки времени сбрасывать корзины с птицами на землю с малой высоты. Эти корзины опускались на ма¬леньких парашютах и содержали просьбу к бельгийцам посылать с помощью голубей информацию военного характера. Рискуя поплатиться жизнью, поскольку германские власти карали смертью всех, кто сообщал какие-либо сведения англичанам, многие бельгийцы все же решались на это. Помимо этого «Интеллидженс сервис» сбрасывала на парашютах за линией фронта своих агентов, у каждого из которых за спиной находилась корзина с хорошо обученными почтовыми го¬лубями. С их помощью агенты пересылали свои сооб¬щения. Передвижные голубятни были созданы вскоре пос¬ле начала войны. К концу войны, в 1918 г., в британ¬ской армии их было уже более ста пятидесяти, а в го¬лубиной службе армии США насчитывалось по край¬ней мере пятьдесят. Некоторые из передвижных голубятен перемещались на конной тяге, другие были механизированы (ил. 3). В мотоциклетных колясках или на крупах лошадей голубей подвозили к самой передовой и использовали для передачи сообщений в тех случаях, когда невозможно было воспользовать¬ся ни радио, ни какими-либо другими средствами свя¬зи. Птицы летели к своим передвижным голубятням даже в условиях сильного артобстрела, и многие из них были награждены за храбрость. Один британский го¬лубь удостоился высшей военной награды в Великоб¬ритании — Креста Виктории, а один французский го¬лубь — ордена Почетного легиона. Американской ге¬роиней стала голубка Винки: «Ее последний полет (...) был самым отчаянным, но она отважно преодолела все преграды и доставила со¬общение, хотя одна лапка была перебита и сильно кровоточила. Доставленное сообщение было чрезвы¬чайно важным и поступило от отряда, который ока¬зался в критическом положении. Посланное под¬крепление спасло положение, и бойцы из спасенно¬го подразделения поклялись молиться за отважную голубку» . Во время Второй мировой войны передвижные голу¬бятни использовались британской армией в Северной Африке, а также голубиной службой Индийской армии в Бирме . Кроме того, голубиная служба Индийской ар¬мии разработала систему полетов «бумеранг», в кото¬рой голуби обучались находить передвижные голубят¬ни, где они получали корм, а затем возвращаться в ста¬ционарную голубятню на ночлег. Одних и тех же птиц можно было использовать для передачи сообщений в двух направлениях . Подобная система с успехом при¬менялась и голубиной службой британской армии в Алжире и Тунисе . В настоящее время двусторонняя система передачи сообщений с помощью голубей и пе¬редвижных голубятен развивается в Швейцарии. Таким образом обучает птиц голубиная служба швейцарской армии . Это одна из последних ныне действующих воен¬ных служб, использующих почтовых голубей. Еще одна подобная служба продолжает действовать в Китае. Голуби хорошо приспособились к возвращению в го¬лубятни в условиях военного времени. Полковник Ос¬мен сообщает, что во время Первой мировой войны «пти¬цы находили свой дом, где бы он ни располагался». К со¬жалению, мне так и не удалось точно выяснить, как именно использовались передвижные голубятни. Воз¬можно, в большинстве случаев голубятня перемеща¬лась с находящимися внутри птицами. Вероятно, у го¬лубей была возможность привыкнуть к новой окружа¬ющей среде, прежде чем их отправляли с сообщением. В таком случае возвращение птиц в передвижную голу¬бятню не вызывает особого удивления. Но передвижные голубятни также использовались на морских судах. Во время Первой мировой войны ВМФ Италии использовал голубей для передачи сообщений с одного корабля на другой, когда оба судна находились в движении. «С расстояния примерно в 100 км птицы находили свои голубятни на судах, находившихся в по¬стоянном движении. Хотя суда были очень похожи друг на друга, голуби всегда находили свое» . Вот эти факты вызывают настоящее удивление, и остается лишь сожа¬леть, что более подробную информацию о них найти не удалось. ЭКСПЕРИМЕНТ С ПЕРЕДВИЖНЫМИ ГОЛУБЯТНЯМИ Для эксперимента, который я предлагаю провести, требуется передвижная голубятня, смонтированная в кузове обычного деревенского грузовика. Птиц в го¬лубятне предварительно следует обучить возвращать¬ся домой обычным образом, так же, как любых дру¬гих голубей. Затем их обучают находить передвиж¬ную голубятню. Основной этап обучения состоит в том, чтобы забрать нескольких особей из передвиж¬ной голубятни и поместить в корзины для перевозки птиц. Затем передвижная голубятня транспортирует¬ся в другое место, причем часть птиц — включая брач¬ных партнеров и потомков тех голубей, которых изъя¬ли из передвижной голубятни, — остается в ней. После этого птицы, помещенные в корзины, выпуска¬ются на волю в том месте, где прежде находилась го¬лубятня. Птицы тут же видят, что дом исчез. Смогут ли они его найти? Если голуби будут постоянно находить передвиж¬ную голубятню, причем делать это быстро, на боль¬шом расстоянии, независимо от направления, в кото¬ром она удаляется, и к тому же при попутном ветре, мешающем использовать обоняние, это будет озна¬чать, что между голубями и их домом существует прямая связь. Если же голуби так и не смогут найти передвижную голубятню даже в том случае, когда в ней остается часть птиц, результат, к сожалению, будет неопределенным. С одной стороны, он может означать, что между голубями и их домом не суще¬ствует невидимых связей. С другой стороны, тот же результат может означать, что связь с домом суще¬ствует, но перемещения одной только голубятни недостаточно. Возможно, голубятню следует переме¬щать вместе с окружающей ее средой, что вполне осуществимо, — например, если установить голубят¬ню на судне. В связи с этим уместно привести сообщение, кото¬рое я получил от моего голландского корреспонден¬та, г-на Эгберта Гискеса, владельца передвижной го¬лубятни на Рейне: «Один голландский шкипер, владелец речной бар¬жи, перевозил на своем судне в Германию и Швей¬царию различные товары, доставляемые морскими судами в Роттердам. Его голуби каждый день лета¬ли вокруг баржи, пока он двигался вверх или вниз по реке. Как-то раз он передал своему товарищу в Роттердаме корзину с тремя голубями и попросил: "Выпусти их на волю через пять дней, посмотри, что они будут делать, и сразу напиши мне". Через полсуток голуби добрались до своей голубятни в Базеле, миновав массу других судов». Эта история не так удивительна, как использова¬ние голубятен на морских судах итальянским ВМФ, потому что голуби шкипера хорошо знали Рейн и могли просто лететь вверх по течению реки до тех пор, пока не добрались до своей баржи. Но описан¬ный факт подсказывает идею несложного эксперимен¬та, осуществимого при содействии этого или любого другого шкипера, который плавает по Рейну и держит на судне голубятню. Вместо того чтобы выпускать птиц в Роттердаме, в устье Рейна, откуда возможно только одно направление полета — вверх по течению реки, голубей лучше выпускать примерно в середине Рейна — допустим, в Кобленце (Германия). Ни голу¬би, ни тот, кто их выпускает, не должны знать, в ка¬ком направлении в данный момент плывет судно с го¬лубятней — в Базель, вверх по течению, или в Роттердам, вниз по течению Рейна. Если окажется, что в серии экспериментов голуби неизменно летят в правильном направлении и сразу находят судно со своей голубятней, а не мечутся вверх и вниз по тече¬нию реки, выбирая направление полета случайным образом, результаты могли бы указывать на суще¬ствование невидимой связи между голубями и их передвижным домом. Если нет знакомого капитана или судовладельца, готового участвовать в исследованиях, проще начать опыты на земле, воспользовавшись обычной пере¬движной голубятней. На первой стадии исследования необходимо обучить птиц возвращаться домой, ког¬да мобильная голубятня перемещается на небольшие расстояния. Голуби, как и люди, обычно не предви¬дят, что их дом может куда-то переехать. Возможно, что вначале птицы проявят растерянность — точно так же, как растерялись бы люди, в один прекрасный день не обнаружившие собственного дома. Даже уви¬дев похожее здание на некотором расстоянии, люди едва ли тут же направятся к нему как ни в чем не бывало. Но если однажды подойти к удалившемуся зданию и узнать в нем свой дом, в дальнейшем изме¬нения его местоположения должны восприниматься спокойнее. Именно так происходит с голубями. КАК ОБУЧИТЬ ГОЛУБЕЙ ВОЗВРАЩАТЬСЯ В ПЕРЕДВИЖНУЮ ГОЛУБЯТНЮ Обучая голубей возвращаться домой в передвижную го¬лубятню в Ирландии и Англии, я убедился, что птицы быстро привыкают к тому, что их дом перемещается. Возможность приступить к работе с передвижной го¬лубятней впервые появилась у меня в 1973 г., когда мар¬киз и маркиза Дафферин, а также Эйва любезно пред¬ложили мне воспользоваться их имением (Кландебой, графство Даун, Северная Ирландия). В проведении ис¬следования мне помогали посредник Дональд Хой и главный егерь Боб Гарвен, который постоянно присмат¬ривал за птицами. Мы приобрели стандартную деревянную голубятню на два отделения и установили ее на прицепе таким об¬разом, чтобы ее можно было перевозить по окрестнос¬тям с помощью трактора или «лендровера». Летом мы поместили в голубятню двенадцать взрослых птиц и обучили их возвращаться домой обычным способом. К несчастью, почти все они пропали— потерялись, были застрелены охотниками или убиты ястребами-пе¬репелятниками. Но затем мы получили еще десять го¬лубей, на этот раз молодых, и держали их в другом от¬делении голубятни. У нас не было возможности начать эксперименты до самого ноября, когда голуби уже перестают размно¬жаться и привязанность к дому у них ослабевает. К то¬му времени у нас оставалось только три голубя из пер¬вой партии и пять голубей из новой. Это были далеко не лучшие условия для начала эксперимента, но, так как после Нового года мне предстояло уехать в Индию, мы решили приступить к обучению старших птиц и посмот¬реть, что из этого выйдет. На первой стадии экспериментов мы переместили пе¬редвижную голубятню всего на 150 ярдов, оставив на той же самой лужайке. Сначала все птицы содержались в голубятне, а через два дня три старшие особи были выпущены на волю. В течение получаса голуби кружи¬ли над тем местом, где голубятня стояла прежде, а по¬том стали приближаться к новому месту. Еще через полчаса они сели на крышу голубятни, но вскоре вновь взлетели в небо. В конце концов через полтора часа после того, как птиц выпустили на волю, две из них вле¬тели внутрь голубятни и были накормлены. Последняя птица оказалась более робкой и провела ночь на сосед¬нем дереве, но утром и она вернулась в голубятню. На следующий день мы передвинули голубятню на новое место, еще на 50 ярдов дальше от ее первоначаль¬ного расположения, но в пределах все той же лужайки, а потом вновь выпустили старших голубей. Они покру¬жили над прежним местом стоянки, но вскоре уселись на голубятню, через 15 минут влетели внутрь и были накормлены. Еще через день мы переместили голубят¬ню на другую лужайку, которая находилась в 300 яр¬дах от предыдущего места стоянки, и выпустили на волю тех же самых голубей. На этот раз они кружились над прежним местом очень недолго и уже через 10 минут влетели в голубятню, установленную на новом месте. Стало совершенно ясно: голуби начинают привыкать к тому, что их дом может перемещаться. Приучив голубей находить передвижную голубятню за столь короткий срок, мы решили приступить непос¬редственно к эксперименту. Однажды утром мы помес¬тили взрослых голубей в хорошо вентилируемый ящик. Голубятню, в которой оставались пять молодых особей, мы перевезли на поле около Даунпатрика, на 20 миль к югу от прежнего места стоянки. Испытуемые голуби были выпущены из ящика в том месте, где раньше сто¬ял их дом. Я следил за поведением птиц с огромным интересом. Они поочередно кружились над каждым из четырех мест, где раньше стояла голубятня, опускались там на землю, затем садились на соседние деревья, несколько раз куда-то улетали минут на десять, но потом вновь возвращались. После нескольких часов безуспешных поисков голуби стали летать вокруг меня, усаживались мне на ноги, трогательно щипали клювами траву. Без сомнения, они были голодны. Всю ночь голуби провели на дереве, а на следующее утро остались на том же ме¬сте, где раньше стояла голубятня. Они опять принялись летать вокруг меня, это продолжалось весь день, а ночь они вновь провели на дереве. На следующее утро я сдал¬ся. Мы отправились перевозить голубятню на прежнее место, а когда вернулись, обнаружили, что голуби си¬дят именно там, где мы собирались поставить их пере¬движной дом. Уже через несколько минут все птицы вошли внутрь и были накормлены досыта. Совершенно очевидно, что этот предварительный эк¬сперимент не выявил у наших голубей никаких сверхъе¬стественных навигационных способностей. Я был не слишком разочарован. В ходе первого эксперимента мотивация к возвращению домой была слишком слаба, период обучения оказался очень кратковременным, а пять молодых голубей не были в родстве с испытуемы¬ми птицами, да и содержались в голубятне отдельно от взрослых особей. Я планировал провести еще один эксперимент в пе¬риод размножения, когда мотивация к возвращению домой особенно сильна. К сожалению, эти планы не осу¬ществились. Я приехал в отпуск из Индии примерно на полтора года позже, чем собирался, и за это время мест¬ные ястребы-перепелятники сильно сократили количе¬ство голубей. В нашем распоряжении остались только две птицы, и от эксперимента пришлось отказаться. Следующая возможность провести эксперимент с пе¬редвижной голубятней появилась у меня только в 1986 г. Я весьма признателен Дэвиду Харту, в чьем име¬нии Колдэм-Холл в Суффолке (Англия) содержалась го¬лубятня. За птицами ухаживал Робби Робсон, прези¬дент местной ассоциации спортивных голубей, страст¬ный поклонник голубиного спорта с многолетним опытом. Я глубоко благодарен ему за безвозмездно ока¬занную помощь. Так же как и в Кланедбое, передвижная голубятня представляла собой помещение с двумя отделениями, собранное из имеющегося в продаже набора деталей и установленное на прицепе (ил. 4). Для того чтобы го¬лубятню было легче разглядеть с высоты, мы нанесли на крышу широкие желтые полосы. Затраты на обору¬дование составили менее 400 фунтов стерлингов. Голу¬бятню мы заполнили молодыми птицами, которых лю¬безно предоставили нам местные любители голубей. Для начала мы поставили голубятню на большом конном дворе позади Колдэм-Холла. Птицы привыкли к окружающей среде, научились возвращаться домой с расстояния около 50 миль и размножились в новой го¬лубятне. На начальной стадии эксперимента в июле 1987 г., когда мы впервые переместили голубятню, мы отобрали восемь взрослых птиц и держали их в плете¬ных корзинах для перевозки голубей все время, пока возили голубятню по двору. В голубятне были оставле¬ны шесть оперившихся птенцов и несколько совсем маленьких. В этом и во всех последующих экспериментах взрослых птиц выпускали точно в том месте, где до это¬го располагалась их голубятня. Как и в Ирландии, птицы сперва совершенно расте¬рялись, когда вдруг не нашли своего дома на привычном месте, — несмотря на то что голубятня располагалась всего в 100 ярдах от него и в зоне прямой видимости. Птицы кружились над местом, где раньше находился их дом, время от времени садились там на землю. Но спус¬тя четверть часа один из голубей, неспаренный самец, пролетел над голубятней, установленной в новом мес¬те. Спустя еще четверть часа этот самец проделал то же самое, но на сей раз его примеру последовали и остальные птицы. В следующие полчаса все птицы по несколь¬ку раз пролетали над голубятней, словно отрабатывая траекторию полета, а потом перв |
Категория: Тематические статьи по голубеводству | Добавил: птицелов (18.03.2010)
|
Просмотров: 3103
|
|